Более ста ученых из России и Европы принимают участие в Балтийской школе синхротронных исследований

27 сентября в БФУ им. И. Канта стартовала работа XIII международной Балтийской школы о возможностях передовой науки и новых технологий, которые можно реализовать на установках класса Мегасайенс. Участие в мероприятии принимают порядка ста ведущих ученых и молодых исследователей из Великобритании, Германии, России, Франции, Швеции и др. стран.

В этом году организаторы, университетский МНИЦ «Когерентная рентгеновская оптика для установок Мегасайенс», предложили участникам акцентировать внимание не столько на фундаментальной оптике, сколько на приложениях, то есть, практическом применении  методов работы с комплексами Мегасайенс.  Эти уникальные установки  (ускорители, адронный коллайдер, лазеры на свободных электронах и т.д.) можно назвать «магнитом» для ученых со всего мира за масштаб решаемых научных задач.

«В связи с федеральной программой по созданию установок класса Мегасайенс для нейтронных исследований в России, наступает новая научная эра», отметил на открытии Школы директор МНИЦ  РО БФУ Анатолий Снигирев.

«Сегодня здесь собрались представители европейских научных центров, где исследования на передовых синхротронных  источниках уже проводятся. Важно, чтобы молодые ученые России сегодня осознали, какие грандиозные перспективы ожидают науку благодаря установкам Мегасайенс. Тем более что в России стартует строительство такой инфраструктуры. В частности не имеющего аналогов синхротронно-лазерного комплекса «СИЛА» в Протвино (проект Курчатовского института) и Сибирского кольцевого источника фотонов (ЦКП «СКИФ») в Новосибирске».

По словам Анатолия Александровича, создание подобной инфраструктуры в России определит лидерство страны в области синхротронных исследований на несколько десятилетий вперед.

«Своей ключевой задачей мы видим подготовку кадров для работы на новых установках. Это ученые-физики, химики, медики и т.д., инженеры — это новое поколение, которое позволит выйти науке за рамки привычных знаний», — добавил Анатолий Снигирев.

Один из подобных комплексов располагается в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF) во Франции, в Гренобле. По словам сотрудника Центра Ирины Снигиревой,   постоянно на установке работают более 600 человек, еще около пяти тысяч ученых в год приезжают, чтобы провести свои исследования. Среди них и молодые исследователи БФУ им. И. Канта.

«Для широкой аудитории важно представлять, что диаметр, например, нашего ускорительного комплекса составляет один километр. Это невероятный масштаб и научные возможности. Эти уникальные единичные установки сегодня демонстрируют научный потенциал страны. Поэтому развитие проектов здесь, в России, грандиозное событие».

Одним из первых доклад о статусе и перспективах синхротронных исследований в России представил и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований (НИЦ «Курчатовский институт») Никита Марченков. В начале выступления молодой ученый поблагодарил организаторов Школы и отметил, что именно такой формат рождает новые идеи для экспериментов и контакты для будущего сотрудничества. По его словам, сегодня это особенно важно — концентрировать идеи и людей вокруг проектов Мегасайенс.

«Происходят кардинальные технологические перемены, существуют большие вызовы — экология, климат, энергетика, возникновение новых пандемий и т.д. В текущей парадигме научного знания решить эти задачи  невозможно. Нужны нестандартные шаги и нетривиальные решения. Новые идеи, ученые и исследовательская инфраструктура — залог прорывных результатов и открытий.  Именно синхротронные и нейтронные исследования позволят на совершенно новом НАНО-уровне познать живые организмы, найти ключ к их производству или управлению».

Ученый также отметил широкий спектр применения синхротронного излучения.

«От материаловедения и наноэлектроники до белковой кристаллографии, которая позволит понять природу тех же вирусов. Или даже исследования объектов культурного наследия — оптические методы способны раскрыть тайну полотен: проникнуть под слой краски и «увидеть» более раннее изображение на холсте», — добавил Никита Марченков.

Сергей Сутурин, старший научный сотрудник Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе РАН (г. Санкт-Петербург):

«Для проведения синхротронных исследований многим российским ученым приходится выезжать за рубеж. К счастью, в настоящее время Россия предпринимает шаги по строительству сразу нескольких таких установок и участвует финансово, персоналом и оборудованием в нескольких международных проектах. Хочется верить, что лет через 5-10 наши ученые смогут не только проводить измерения на домашних установках Мегасайенс, но и принимать иностранных ученых у себя».

Алексей Пестов, исследователь Института физики микроструктур РАН:

«За рубежом часто можно увидеть, что работают на установках Мегасайенс  российские ученые. Очевидно, что нужно развивать инфраструктуру в РФ для того, чтобы заинтересовать исследователей работать здесь. Это важная приоритетная задача для российской науки».

Отметим, Балтийская школа проводится до 1 октября. Подробная информация здесь.

Международная Балтийская школа проводится в рамках поддержанного научного проекта РНФ (грант №19-72-30009), который направлен на разработку и создание комплексного подхода для максимально эффективной передачи рентгеновского излучения от источника к исследовательским станциям с сохранением его когерентных свойств, который включает в себя усовершенствование и разработку новых методик исследования